О работе над изданием Деяний Поместного Собора 1917-1918 гг. рассказывает старший научный сотрудник отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Н.А. Кривошеева.
— Наталья Александровна, расскажите о деятельности научно-редакционного совета по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг.
— В настоящее время остро чувствуется потребность более глубоко изучить материалы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. С 1993 по 2000 годы усилиями московского Новоспасского ставропигиального монастыря были подготовлены первые репринтные публикации Деяний и постановлений Поместного Собора 1917-1918 гг., в 2000 гг. в Обществе любителей церковной истории был издан трехтомный «Обзор Деяний Собора». Но за этот период не появилось ни одного научного издания соборных трудов.
Поэтому, когда наместник Новоспасского монастыря епископ Воскресенский Савва обратился к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой о переиздании Деяний Собора, то Святейший Патриарх благословил издание этих материалов в Новоспасском монастыре, но посоветовал обратиться в наш университет с просьбой принять участие в подготовке издания материалов Собора.
Было решено организовать научно-редакционный совет. В него вошли ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) (ныне — архимандрит), заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, председатель Общества любителей церковной истории священник Илия Соловьев, заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ священник Александр Мазырин, директор Государственного архива Российской Федерации Сергей Мироненко, директор Российского государственного исторического архива Александр Соколов, старший научный сотрудник Института русского языка РАН имени В.В. Виноградова Александр Кравецкий, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантурыимени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Александр Мраморнов.
19 января 2012 года было принято решение ввести в редакционный совет меня как старшего научного сотрудника отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, занимающегося проблемами Собора 1917-1918 гг. Возглавил работу совета наместник монастыря епископ Воскресенский Савва.
14 октября 2011 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в Новоспасском монастыре прошло первое заседаниенаучно-редакционного совета по изданию трудов Всецерковного Собора 1917-1918 годов.
Владыка Савва в своем вступительном слове отметил актуальность обращения к наследию Поместного Собора 1917-1918 годов: «Многие постановления того Собора были практически безупречны с канонической точки зрения и с точки зрения подлинно соборного устроения жизни Церкви. Поэтому нам необходимо познакомиться с этими материалами, постичь тот мирный дух созидательной работы Собора, осуществлявшего свою деятельность в начало тяжелой годины гражданской войны», — подчеркнул он.
Выйти в свет должны не только деяния и постановления, но и материалы комиссий, отделов и подотделов, а также предсоборных органов. Эти материалы в большей части совершенно неизвестны современным церковным людям и даже специалистам. Данная работа сегодня актуальна в связи с деятельностью Межсоборного присутствия, а также в условиях преобразований приходской и епархиальной жизни, претворяемых в последнее время Святейшим Патриархом и Священным Синодом.
Сформулированные научно-редакционным советом предложения были переданы на утверждение священноархимандрита Новоспасского монастыря Святейшего Патриарха Кирилла.
10 ноября 2011 года на встрече наместника Новоспасского епископа Саввы и ректора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерея Владимира Воробьева было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве. В частности, университет и монастырь договорились об объединении своих усилий при проведении научно-исследовательской работы по подготовке к изданию материалов Всецерковного Собора 1917-1918 годов, определили сроки ее выполнения. Исключительное право на результат работ принадлежит университету и монастырю.
Также был заключен договор о сотрудничестве между ГАРФ и Новоспасским монастырем в деле издания соборных документов. Соглашение предусматривает активное участие сотрудников архива в обработке и исследовании документов.
— Какие наработки на данный момент уже существуют в Свято-Тихоновском университете?
— В нашем университете ведется большая работа по изучению материалов Собора, многие из которых уже изданы. Во-первых, было издано много материалов, касающихся жизни и деятельности Святейшего Патриарха Тихона. В собрании «Современники о Патриархе Тихоне» второй том посвящен работе Собора.
М.Е. Губонин первый в церковной истории сделал обзор работы Собора, материалы которого были недоступны в его время исследователям. Фактически работа над изданием архива М.Е. Губонина направила нас на исследование материалов работы Собора. В нашем отделе была создана группа исследователей материалов Собора.
В «Вестнике ПСТГУ» были опубликован многие материалы Собора, среди них материалы расследования гибели почетного председателя Собора митрополита Киевского и Галицкого священномученика Владимира (Богоявленского), было опубликовано последнее (ранее не публиковавшееся) 170-е Деяние Собора, в котором был подведен итог работы Собора, деяние было снабжено научными комментариями. Там же были опубликованы материалы сотрудников нашего отдела о работе некоторых отделов Собора. Был издан большой том воспоминаний участников Собора о его работе «Дело великого строительства церковного». Издание было отмечено двумя высокими премиями на книжных выставках.
В настоящее время подготовлен к печати сборник материалов Собора, касающихся первых гонений на духовенство и мирян в первые дни советской власти, в сборник вошли неизвестные материалы отдела о гонениях на Церковь, а также материалы, касающиеся реакции Собора на происходившие в то время события в стране.
Выпускник нашего университета подготовил и успешно защитил магистерскую работу, посвященную ранее не опубликованным закрытым заседаниям Собора, фактически эти материалы подготовлены к изданию. Поэтому мне кажется, что основная роль в подготовке такого масштабного издания будет принадлежать именно нашему университету. Сотрудники нашего отдела новейшей церковной истории уже готовят к печати материалы Собора, которые войдут в многотомное издание его материалов.
— Наталья Александровна, Вы предложили собственную концепцию издания материалов Собора. В чем она заключается?
— Моя концепция, прежде всего, базируется на возможностях последовательного изучения и возможности публикации документов. К настоящему времени худо-бедно Деяния изданы, но их научное издание — самая сложная часть работы, поэтому они будут подготовлены позднее.
Постановления и определения Поместного Собора надо сделать отдельным томом с комментариями. В этот том должны войти и те постановления Собора, которые еще не были изданы. Сюда же надо включить и те решения, которые принял Высший Церковный Совет при Патриархе Тихоне уже после окончания работы Собора.
Необходимо издать все доклады, представленные Собору его отделами, многие доклады упоминаются в Деяниях, но не были опубликованы, некоторые доклады были представлены отделами Собора, но Собор не успел их рассмотреть, а это большой материал высокой богословской мысли. Необходимо издать протоколы как Епископского Совещания, так и Соборного Совета, что поможет более строго и научно прокомментировать сами Деяния Собора. После издания этих материалов можно и приступать к научному изданию самих Деяний и материалов работы его отделов.
— Как идет работа над изданием? С какими трудностями Вы столкнулись?
— К настоящему времени намечен примерный план издания материалов Собора. Уже определено содержание первых документальных томов. Первым должен быть том, посвященный подготовке созыва Собора, которая велась, начиняя с 1905 года.
Самым трудным в издании материалов Собора оказывается подготовка к изданию самих 170 Деяний Собора. Изданные Соборным Советом в 1917-1918 годах Деяния были, во-первых, не полными, было издано около 100 Деяний, они не были снабжены научными комментариями, в них не вошли многие предварительные материалы, касающиеся работы заседаний Собора. Переизданные репритным способом Деяния, в настоящее время широко используются, но Деяния, которые не были подготовлены Соборным Советом, не выдерживают никакой критики и требуют большого научного исследования. Кроме того, не введены в научный оборот, неизвестны материалы работы Соборного Совета и Епископского Совещания, совершенно не исследована работа Предсоборного Совета.
Все эти вопросы обсуждаются в рамках заседаний научно-редакционного совета. 19 января 2012 г. в Новоспасском монастыре под председательством наместника обители епископа Саввы прошло рабочее совещание по подготовке второго заседания Научно-редакционного совета по изданию документов Поместного Собора 1917 -1918 гг. На совещании наметили повестку дня предстоящего заседания Научно-редакционного совета и предварительно проработали основные вопросы и темы, которые предстоит обсудить членам совета.
24 января 2012 года в рамках проходивших в Москве ХХ Рождественских чтений в Новоспасском монастыре состоялся семинар «Церковь и наука: пути взаимодействия», посвященный Поместному Собору 1917-1918 гг. Работу семинара открыл наместник Новоспасского монастыря епископ Савва.
На семинаре присутствовали священнослужители, ученые, студенты магистратуры Общецерковной аспирантуры и докторантуры, а также прибывшие на Рождественские чтения гости.
Наместник Новоспасского монастыря епископ Савва отметил в своем вступительном слове актуальность изучения работы Поместного Собора 1917-1918 гг. Я сделала общий обзор событий, связанных с работой Собора, выделив важнейшие определения и постановления, им вынесенные.
Сотрудник нашего университета К.В. Ковырзин в обстоятельном докладе провел сопоставление определений Поместного Собора по церковному приходу с позднейшими нормами, которые принимались по данному вопросу в Русской Церкви в XX в., а также с ныне действующим типовым приходским уставом.
Третий докладчик семинара секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры А.И. Мраморнов рассказал о работе научно-редакционного совета по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. Докладчик коснулся выработанной в научно-редакционном совете концепции запланированного издания.
По темам всех докладов состоялась активная дискуссия. Участники семинара особо подчеркнули необходимость написания научно-популярных работ о Поместном Соборе, чтобы привлечь внимание россиян к этому выдающемуся в истории Русской Православной Церкви событию, о котором еще очень мало известно.
26 января 2011 г. в Государственном архиве Российской Федерации прошло второе заседание научно-редакционного совета Новоспасского ставропигиального мужского монастыря по изданию документов Поместного Собора 1917-1918 гг. Во встрече приняли участие члены научно-редакционного совета с епископом Воскресенским Саввой и представители Государственного архива Российской Федерации с директором архива С.В. Мироненко.
Участники встречи ознакомились с рядом дел из архивного фонда Поместного Собора, в том числе с подлинным жребием, которым был избран Всероссийский Патриарх Тихон. Председатель научно-редакционного совета доложил о работе, проделанной после первого его заседания, при этом отмечено, что состав совета и его первые решения в ноябре 2011 г. были утверждены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Кроме того, в этот период было подписано соглашениемежду ПСТГУ и Новоспасским монастырем в сфере исследования документов Поместного Собора.
Научно-редакционный совет обсудил обновленную концепцию издания. Особо решено выделить исследовательские и документальные тома. Начата разработка плана первого исследовательского тома и определено содержание первых документальных томов.
Директору архива был передан составленный в ПСТГУ перечень дел из хранящегося в ГАРФе архива Собора, которые необходимо использовать в начале работы перед изданием материалов Собора.
На 26 апреля 2012 года назначена дата третьего заседания научно-редакционного совета, которое предполагается провести в стенах Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в котором примет участие и отец ректор университета протоиерей Владимир Воробьев.
— В чем именно заключается актуальность решений Поместного Собора 1917-1918 гг.?
— Поместный Собор Российской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 гг., явился событием эпохального значения. Упразднив канонически ущербную и окончательно изжившую себя синодальную систему церковного управления и восстановив Патриаршество, он проложил рубеж между двумя периодами русской церковной истории. Поместный собор хронологически совпал с революционными преобразованиями, с крушением Российской Империи. Политическая структура старого государства рухнула, а Церковь Христова, руководимая благодатью Святого Духа, не только сохранила свой богозданный строй, но и на Соборе, ставшем актом ее самоопределения в новых исторических условиях, сумела очиститься от наносного шлака, выправить деформации, которые она претерпела в синодальный период, и тем самым обнаружила свою неотмирную природу.
Более двухсот лет в Русской Церкви не собирались Соборы, Церковь ожидала Собор и готовилась к нему. В его работе приняли участие иерархи Православной Российской Церкви, клирики, миряне, представители академической науки и деятели культуры, интеллигенция и крестьяне, члены Государственной думы и Государственного совета, кадровые военные. На этом историческом Соборе обсуждались и были приняты решения, которых Русская Церковь ждала долгие годы. В условиях крушения государства и развала общественных связей, среди царящих в стране хаоса и разрухи Собор оказался единственным легитимным, всенародно выбранным всей Православной Церковью органом.
Как показала дальнейшая история, действительно в Соборе участвовали лучшие представители православной России, которые не только своей работой на Соборе отстаивали интересы Церкви, но и отдали свою жизнь за нее. Более 50-ти членов Собора ныне причислены к лику святых.
Приветствуя от Московской кафедры открытие Собора, митрополит Московский и Коломенский Тихон (выбранный на Соборе Патриархом) выразил общее чаяние не только членов Собора, но и всего православного народа России: «Верующая Москва ожидает от Собора содействия в устройстве государственной жизни. Всем ведомо, что Москва и ее Святыни в прошлые годы деятельно участвовали в созидании Русской Державы. Ныне Родина наша находится в разрухе и опасности, почти на краю гибели. Как спасти ее — этот вопрос составляет предмет крепких дум. Миллионное население Русской земли уповает, что Церковный Собор не останется безучастным к тому тяжкому положению, какое переживает наша Родина. Созерцая разрушающуюся на наших глазах храмину государственного нашего бытия, представляющую как бы поле, усыпанное костями, я, по примеру древнего пророка, дерзаю вопросить: оживут ли кости сия? Святители Божие, пастыри и сыны человеческие! Прорцыте на кости сухие, дуновением Всесильного Духа Божия одухотворите кости сия и созиждутся, и обновится лице Свято-русской земли!».
Надо иметь в виду, что работа Собора, которая протекала до 7 (20) сентября 1918 года с перерывами на Рождественские и Пасхальные праздники, совпала с такими важными событиями русской истории, как война с Германией, выступление генерала Л.Г. Корнилова, провозглашение в России республики (1 сентября 1917 года), падение Временного Правительства и Октябрьская революция, разгон Учредительного Собрания, издание Декрета об отделении Церкви от государства и начало Гражданской войны. Собор не мог не реагировать на эти события и сделал ряд заявлений в ответ на некоторые из этих событий, поэтому его работа является чрезвычайно важным событием не только церковной, но и общей истории России.
С 17 августа началась регулярная работа Собора в месте его постоянных заседаний в Епархиальном доме (Лихов переулок, Садовая-Каретная). По поводу тех или других грозных событий в жизни Отечества Собор неоднократно входил в обсуждение вопроса об устройстве или общесоборных, или всенародных молений. Деятельность Собора выражалась в издании церковных законоположений и соборных посланий, и в актах богослужебного характера.
Законодательная деятельность Собора посвящена была, главным образом, переустройству Высшего церковного управления и установлению нового строя церковной жизни в соответствии с изменившимися условиями государственной и общественной жизни.
Деяния Собора совершались в революционное время, когда стремительно менялся облик страны. Совершенно устраниться от общественной жизни Собор не мог и не хотел. Хотя в своей реакции на происходящие события некоторые члены Собора, обнаружили политическую наивность, в целом, однако, Поместный Собор сумел воздержаться от поверхностных оценок и «своим соборным разумом (вопреки отдельным репликам) избрал путь просвещения светом Евангельских истин всей христианской жизни, проявив заботу о том, чтобы частные вопросы и политические интересы не заслонили абсолютных нравственных ценностей» (ЖМП, 1987, № 11, с. 5).
Первая сессия Собора, продолжавшаяся с 15 августа по 9 декабря 1917 года, была посвящена вопросам реорганизации Высшего Церковного Управления: восстановления Патриаршества, избрания Патриарха, определения его прав и обязанностей, учреждения соборных органов для совместного с Патриархом управления церковными делами, а также обсуждению правового положения Православной Церкви в России.
Вопрос о восстановлении Патриаршества на пленарных заседаниях Собора обсуждался с необычайной остротой. В ходе соборного обсуждения мысль о восстановлении сана Первоиерарха была освещена со всех сторон и предстала перед членами Собора как повелительное требование канонов, как исполнение вековых народных чаяний, как живая потребность времени. 28 октября (10 ноября) прения были прекращены. Поместный Собор большинством голосов вынес историческое постановление о восстановлении в Русской Церкви Патриаршества.
Избрание Патриарха состоялось 5 ноября в Храме Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии и молебного пения, священномученик Владимир, митрополит Киевский, вынес ковчежец с жребиями на амвон, благословил им народ и снял печати. Из алтаря вышел слепой старец схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий. Помолившись, он вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель прочитал громко: «Тихон, митрополит Московский — аксиос». Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября (3 декабря) в праздник Введения в Успенском соборе Кремля.
Поместный Собор образовал два органа коллегиального управления Церкви в промежутках между Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет. К компетенции Синода были отнесены дела иерархическо-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, а введение Высшего Церковного Совета — дела церковно-общественного порядка: административно-хозяйственные и школьно-просветительские. И наконец, особо важные вопросы — о защите прав Церкви, о подготовке к предстоящему Собору, об открытии новых епархий — подлежали совместному решению Священного Синода и Высшего Церковного Совета.
Деяния Собора совершались и в революционное время. 25 октября (7 ноября) пало Временное Правительство, в стране была установлена Советская власть. Собор не мог вести свою работу размеренно и по плану. Тяжелое положение в стране вызывало Собор на экстренные выступления.
Собор многократно заявлял, что он представляет собой мнение 115 миллионов православных, поэтому его представители не могли оставаться в стороне от происходящих в стране событий. Изданные Священным Собором, а затем и Святейшим Патриархом послания, вызванные современными Собору событиями, призывали народ возвратиться к заповедям Христовой веры и к мирной жизни.
Политическая ситуация в стране выдвинула на первый план иные вопросы, отличные от планируемых, и прежде всего отношение к акциям советской власти, затрагивавшим положение и деятельность Православной Церкви. 23 января 1918 года был издан советской властью декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», поставивший Церковь в новые и фактически невыносимые условия существования.
Уже с начала работы второй сессии Собора стали звучать все чаще и чаще сообщения о погибших и пострадавших.
Заседая более года, Собор не исчерпал своей программы: некоторые доклады, выработанные отделами не успели рассмотреть на пленарных заседаниях Собора. Собор передал их на разрешение органов Высшего Церковного Управления. Это решение, позволившее церковной власти активно использовать подготовленные отделами проекты, способствовало проведению в жизнь многих идей Собора. На последнем заседании Собора было решено предоставить Святейшему Патриарху созвать будущий очередной Собор весной 1921 года и «сохранить за избранными настоящим Собором Членами Священного Синода и Высшего Церковного Совета их полномочия до избрания нового состава сих учреждений будущим Собором».
Среди принятых Собором постановлений следует отметить определения о привлечении женщин к деятельному участию в церковном служении, о церковном проповедничестве, о порядке прославления святых к местному почитанию и др. Фактически им была создана программа существования Церкви в условиях невероятных гонений.
Но самым главным решением Собора было решение о восстановление Патриаршества и создание органов Высшего Церковного Управления, что позволило организационно жить Церкви, опираясь только на свои внутренние силы независимо от государства. Святейший Патриарх Тихон весь период своего правления воспринимал себя в качестве Патриарха, действующего по заданию Собора и всеми доступными ему средствами боролся за соборность и единство Церкви, неоднократно предпринимая попытки добиться созыва нового Поместного Собора. Для миллионов верующих Патриарх стал символом Церкви, а его голос воспринимался как голос самой Церкви.
7 (20) сентября 1918 года Великий Всероссийский Поместный Собор (как назвали его современники) был вынужден прекратить свою работу, не завершив ее, но его значение сложно переоценить. Собор стал заметным явлением общехристианской истории. Участники Собора опередили свое время, фактически создав программу существования Русской Православной Церкви в эпоху гонений. И хотя многие принятые положения не были реализованы в советский период, они продолжали жить в сознании духовенства и мирян. Во время всеобщей разрухи и анархии Священный Собор являлся единственным законным выразителем дум и чаяний лучшей части русского народа. Быть может, как никогда в своей истории, Русская Церковь свободно и нелицеприятно оценивала происходящие события с точки зрения как духовной, так и нравственной.